Игорь Вялов (allmomente) wrote,
Игорь Вялов
allmomente

Где тонет рыба из российских морей

Где тонет рыба из российских морей

Сегодня Россия, отказавшаяся играть по невыгодным ей правилам, оказалась втянута в полноценную экономическую войну, которую ещё называют «санкциями». И не надо пребывать в иллюзиях, что всё это быстро и легко закончится. В этих условиях совершенно естественно, что руководство государства непрестанно говорит о разном «импортозамещении» — по сути, об экономическом суверенитете.

В этом суверенитете первейшее, простейшее понятие — продовольственная безопасность. И сегодня речь у нас — о естественных, возобновляемых ресурсах, правильное применение которых способно обеспечить страну продовольствием в период любого кризиса. А именно: о рыбе.

Исторически сложилось так, что Россия омывается тринадцатью морями, каждое из которых в зависимости от океанической акватории обладает ценнейшими запасами рыбы. В частности, дальневосточный бассейн — это место обитания уникальных биологических водных ресурсов, растущих в естественной среде на натуральных кормах. Их качество не идёт ни в какое сравнение с импортной рыбопродукцией, которая изобилует на рынке, например, в центральной России. Почему так? История давняя.

После развала Союза, на заре приватизации, когда государственная собственность приватизировалась за абсолютно символические суммы, рыбная отрасль, как и всё хозяйство страны, была растащена по частным лавочкам. Исключение составили лишь причальные стенки, как имеющие стратегическое значение на случай войны, — что, в общем-то, и позволило государству в дальнейшем не потерять контроль за деятельностью портов.

Ввиду того, что в экономике отрасли были нарушены системообразующие экономические связи, былой мощи отечественное рыболовство так и не смогло набрать. Протекции иностранных государств своим производителям рыбы вкупе с мощной коррупционной составляющей в самой России позволили иностранным компаниям захватить российский рыбный рынок.

В результате наша рыбная отрасль, не выдерживая конкуренции и не имея возможности реализовывать рыбопродукцию на собственном рынке, приходит в упадок. Частным рыбопромысловым компаниям становится гораздо выгоднее везти свой улов в Китай, Корею, Японию, Норвегию и даже Америку, где на поставках российской рыбопродукции постепенно растут целые города со счастливым и сытым населением. Там они получают и выручку в валюте, и хорошее обслуживание судов в портах и вообще чувствуют себя очень хорошо.

А наши порты тем временем без притока рыбы начинают переориентироваться на другие грузы. Свято место ведь пусто не бывает. Да и бизнесмены, приватизировавшие рыбные порты, решили не прилагать усилий для возвращения рыбаков, создавая для них приемлемые условия портового сервиса. Для этого же надо вкладываться в формирование и ремонт недешёвой рыбопринимающей и рыбоперерабатывающей инфраструктуры. Сделали проще: переориентировали рыбные порты на обслуживание других грузов — в первую очередь, на экспорт сырья.

В портах, которые создавались некогда в СССР под нужды рыбохозяйственного комплекса, начинают грузить уголь, металл, глинозёмы и прочее совершенно несъедобное изобилие, которое требует от порта только подъездных путей, площадки под груз, причала и крана на нём. Какие холодильники? Какие рефрижераторы? Какая переработка?

Как следствие — инфраструктура рыбных портов, оставшаяся от СССР, не используется по назначению и со временем приходит в негодность. Рыбаки с чистой совестью (портов-то своих нет) везут улов за границу. А народонаселение державы потребляет в пищу то, что выращивают заграничные рыбные фермеры, да полуфабрикаты, изготовленные из нашей же рыбы закордонными пищевиками. Кстати, и цена на рыбопродукцию из-за этой закордонности соответствующая.

На вялые протесты чиновников «Росрыболовства» бизнесмены отвечают: «нам рыбу в России реализовывать некуда, поэтому будем заниматься тем, что приносит прибыль».

Доходит до парадокса: государственное имущество в виде тех самых стратегически важных причалов начинает уплывать в частные руки. Ярким примером тому является «Терминал Астафьева» в Находке, где коммерсантами ликвидирована знаменитая ещё на весь СССР жестебаночная находкинская фабрика, а на очищенном от её обломков месте создан угольный терминал.

Или же взять самый большой в Приморье морской рыбный порт во Владивостоке, где процент перевалки рыбы составляет около 4% от всех переваливаемых грузов. К слову сказать, тридцатью процентами компании, управляющей портом, является компания Asian Metal Resources Group, Inc из Сан-Диего (США). Тоже требуют отдать стратегические объекты в аренду на 49 лет… Причём опять-таки, не собираясь ни причалы ремонтировать должным образом, ни к рыбной теме возвращаться так, как это положено. Но извините! Если за 20 лет вы так и не наладили поток рыбопродукции в страну, то в какие Нью-Васюки должно поверить Отечество, чтобы отдать вам причалы практически насовсем и, по сути, задаром?

И проблема не только в позиции бизнеса по этому вопросу. Местные власти тоже почему-то не думают об организации поставок рыбы вглубь страны. Например, Невельский рыбный порт на Сахалине. В 2007 году в Невельске было сильное землетрясение. Государство разрушенную городскую инфраструктуру восстановило. Честь и хвала. А вот инфраструктура градообразующих рыбопромысловых причалов за восемь лет осталась без должного внимания и пришла в негодность. Они так и стоят полуразрушенные. И в планах сахалинского руководства — не рыбные мощности возрождать, а организовывать перевалку опять-таки угля… Как-то крепко связаны интересы государевых управленцев на местах и продающих энергетические ресурсы бизнесменов… И таких примеров масса.

Но суть по большому счёту не в этом. В конце концов, любой предприниматель думает о выгоде своей и своего предприятия. И если у него вышел из строя советский холодильник стоимостью в миллионы долларов, он сто раз подумает, что выгодней: вкладываться в строительство нового или же снести его и заняться грузами, которые этого холодильника не требуют.

Да, если бы не ряд «НО…». А как же рыба? А как же продбезопасность? Или нынешняя задача по импортозамещению?

Госчиновники в лице «Росрыболовства» и подведомственного ему ФГУП «Нацрыбресурс», в ведении которого находятся эти самые рыболовные причалы, голову сломали: как же уговорить бизнесменов вспомнить про Родину и её потребности…

Бизнесмены интересуются: «Ой! А вы кто?». А чиновники говорят: «Мы государство! Это причалы-то наши как раз». «Да ну!» — отвечают бизнесмены. «Ну да, — настаивают чиновники. — Их как раз ремонтировать надо, разваливаются же». — «Так мы ж вам аренду платим! Вот и ремонтируйте». — «Так вы ж на текущий ремонт не тратились, причалы разваливаются уже. Капитальный ремонт нужен. Будем повышать аренду». «Ах, вы так?!» — возмущаются бизнесмены и начинают хождения по судам, профсоюзным комитетам и великим кабинетам, жалуясь на удушение своего права на свободное предпринимательство и приоритетное право добивания разваливающейся госнедвижимости. А государство пусть их ещё и отремонтирует. Желательно построит им новые.

Задача бизнеса проста: сохранить поток своих доходов. А с потока начинают подкармливать всех кого можно. Да и кого нельзя тоже. В результате образуется порочный круг, включающий криминальный бизнес и коррумпированных чиновников всех уровней. Ну как рыбакам идти к нашим берегам, когда там такое болото?

В общем, конфликт интересов представителей портового бизнеса и государства налицо. И в результате этого конфликта страдает наш рыбный рынок, который не в состоянии предложить покупателю продукцию надлежащего качества и по приемлемой цене.

Государство же в лице ответственных за отрасль ведомств вынуждено уговаривать, упрашивать, агитировать бизнес на предмет заботы обо всём Отечестве.

Конечно, не всё так просто и прямолинейно. Перед задачей заполнения российского рынка своей же рыбопродукцией встаёт много нерешённых проблем, помимо отсутствия надлежащей инфраструктуры в профильных портах. Не решены в достаточной степени вопросы рыбопереработки на нашем берегу, доставки полученной продукции в центральную Россию. Не решены вопросы с ангажированными ритейлерами, управляющими поставками рыбопродуктов. В общем, проблем — гора. И рыбные порты, лишённые необходимой инфраструктуры, — это лишь начало длинной цепочки несуразностей, не позволяющих отрасли кормить своё население. К сожалению, ситуация в отрасли складывается таким образом, что зона ответственности её заканчивается за воротами порта. Куда и каким образом идёт рыба дальше, и в каком виде и качестве она попадает на стол к потребителю — в рыболовном агентстве контролировать не могут, там уже зона священного свободного бизнеса.

Так что на сегодняшний день государство стоит перед странным выбором — продолжать заигрывать с бизнесом, отдавая ему в угоду свои стратегические мощности, или обеспечить ту самую «продовольственную безопасность».

-----


Да, и еще... давай Дружжить, и сразу на Ты?---жми смелее сюда -->> Добавить в друзья на ЖЖ
А еще давай дружить  на Макспарке и Вконтакте...
Tags: Бизнес, Бизнесмен, Инфраструктура, Море, Отечество, Поставка, Россия, Рынок, Советский Союз, Чиновник
Subscribe

  • Зачем Москве памятник иудею Владимиру?

    Зачем Церковь навязывает Москве памятник иудею Владимиру? Кто и зачем навязывает Москве памятник иудею Владимиру Кровавому – сыну ключницы…

  • Россия не испугалась, и янки впали в истерику

    Два дня назад, президент США Барак Обама, как будто очнувшись от летаргического сна, вдруг вспомнил про Украину, о которой он не высказывался уже…

  • Оболонские хулиганы

    Хулиганы взорвали фирменный магазин «Рошен», расположенный на улице с красноречивым названием – имени Тимошенко. К сожалению,…

promo allmomente may 8, 2015 09:39 11
Buy for 100 tokens
Говорят, не бывает плохих народов, бывают плохие люди. Это политкорректно, но вряд ли соответствует действительности. Мы, ведь утверждаем, что каждый народ имеет свой характер, называем это его менталитетом. И это не голословное утверждение. Немца с китайцем не спутаешь не только из-за цвета…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment