Игорь Вялов (allmomente) wrote,
Игорь Вялов
allmomente

Торговцы продуктами сговариваются и наживаются на кризисе

Торговцы продуктами сговариваются и наживаются на кризисе

Инфляция в России с начала года — за 7%. Еженедельный шаг — две десятых. Вместе с инфляцией растут и цены на продукты, правда, с большей скоростью.

Срок окупаемости супермаркета в Европе — 10 лет, средняя наценка на продукты — 12%. Можно представить среднюю наценку в России, если новые сетевого магазины у нас окупаются за полтора-два года.

"Магазинов открывается достаточно много, больше, чем по одному магазину в день. Иногда — 10 в неделю, иногда — 15", — сказала Екатерина Куманина, директор по внешним связям группы компаний "Дикси".

Топ-менеджер крупной федеральной сети, открывающей до четырех новых супермаркетов в сутки уверен, что кризис — время для роста. Наценка на овощи в некоторых магазинах — более 20%.

Фермер Джон Кописки продал в далеком Лондоне все, что имел, и вложился в разорившийся совхоз под Владимиром. Теперь дает работу 110 местным жителям, производит 45 тонн отборного молока в сутки и сетует на дикий русский рынок. "Выбора у нас нет, как и обратной дороги", — признается фермер.

Проблема — в молокозаводах. Словно сговорившись, под предлогом кризиса они отказываются поднимать закупочную цену сырого молока (20 рублей за литр), при этом сами на свою продукцию цены повышают нещадно.

"Им нужны дивиденды, а мы должны работать без дивидендов", — говорит Кописки.

Итак, отпускная цена заводской молочной продукции за последние полгода выросла вдвое. Якобы это нормально для высокотехнологичного производства, где все вплоть до упаковки везется из-за границы. Но так ли это?

"Самая современная на сегодняшний день коробка — с большой крышкой, с дополнительными гранями для нанесения информации — стоит порядка трех рублей. Та, что попроще, стоит порядка двух рублей семидесяти пяти копеек. Сделано в России. Оборудование по розливу сделано тоже в России", — рассказал Геннадий Абелев, представитель компании-производителя упаковочного оборудования.

Нехитрый подсчет показывает: себестоимость пакетированного стерилизованного молока с учетом всех затрат и прибыли производителя должна составлять на где-то 28 рублей за литр. В магазинах мы видим это молоко по 60 и выше.

"Почему так происходит? Потому что разрешают. Если взять электронику, бытовую технику, даже бытовую химию, человек может это не покупать. Это навязывание. По верхней планке рынка тут не получается. А продовольствие будут покупать всегда", — отметил Сергей Лисовский, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике.

Сырный прилавок магазина "Перекресток". Любезно "замороженные" после зимнего скачка цены: 600, 700, 800 рублей за килограмм. И это на обычные отечественные сыры вроде "Российского", "Витязя" или "Ламбера".

"С изменением курса рубля себестоимость сыра принципиально не изменилась, потому что не изменилась стоимость сырья", — рассказал Леонид Компаниец, эксперт-технолог сырного производства.

Оказывается, что даже в кризис на каждый килограмм классического полутвердого сыра расходуется 10 литров молочного сырья и обходится оно все в те же 200 рублей.

"Остальные издержки, как упаковка, закваски, ферменты, энергетика предприятия, зарплата персонала, амортизация, вкладываются обычно в 25-30% к стоимости сырья", — пояснил Леонид Компаниец.

Итого себестоимость килограмма среднего сыра — 270 рублей. Но ведь завод тоже должен что-то заработать? Речь — о добросовестных предприятиях. У недобросовестных, чью продукцию регулярно снимают с прилавков эксперты СЭС, себестоимость и вовсе колеблется около ста рублей за кило.

Окрестности Белгорода. Одна из крупнейших в стране компаний по производству свиных полуфабрикатов. Сами выращивают скот по импортным технологиям, сами забивают и обрабатывают — с применением импортного оборудования, сами развозят продукцию по магазинам — опять же на импортных грузовиках. При этом никаких причин для повышения отпускных цен здесь не видят.

"Даже когда эмбарго началось, ценообразование мясной продукции осталось прежним. Себестоимость, если говорить в рублевом выражении, такая же", — отметил Владимир Зотов, генеральный директор мясоперерабатывающего предприятия.

Свиная грудинка, гуляш, лопатка, поджарка — все 230-250 рублей за килограмм, с включенной в цену доставкой по Центральной России. А вот что случается с той же поджаркой после пересечения ею порога магазина "Магнит": 416 рублей за килограмм!

"С одной стороны, приятно, что многие сетевые компании приняли решение о замораживании цен, с другой, — когда видишь, какой ценник лежит на нашей продукции, становится грустно", — сказал Владимир Зотов.

Типичный современный молокозавод. Пришедшее с ферм сырье здесь охлаждают, сепарируют, стерилизуют, пастеризуют и разливают по бутылкам и пакетам. В одном из цехов производят все то же самое, но с маркировкой "для детей дошкольного и школьного возраста".

Оборудование в обоих цехах совершенно одинаковое, энергозатраты и технологический процесс идентичные, персонал — всего 5-7 человек, ибо все делает автоматика, — тот же. И только биохимические нормы для детских продуктов несколько строже, чем для обычных. На деле это означает, что молочко для младенцев лаборант проверяет раз в 20 минут, а для взрослых — раз в полчаса.

Сырье одно и то же, от одних и тех же коров, так почему же детские молочные продукты на прилавках чуть ли не вдвое дороже обычных? Ответ циничен: заботливые родители все равно купят.

"На самом деле нами движет нажива, значит, мы должны поставить на полку какой товар?" — задается вопросом Сергей Галицкий, хозяин крупнейшей в России сети "Магнит". Его личное состояние — 4,9 миллиарда долларов.

"Социальная ответственность приводит к тому, что появляется на улицах куча бездельников, которые приходят и говорят: помогите нам. Не может быть у бизнеса социальной ответственности, бизнес должен зарабатывать деньги и платить налоги", — считает Галицкий.

С чего же платить-то? Если богатейший "Магнит", не стесняясь рисует себе доходность 3%. У его коллег-конкурентов из списка Forbes налогооблагаемая база еще скромнее.

"Прибыльность ретейла абсолютно прозрачна, с учетом того, что компания публичная, она находится в среднем где-то в 2,5%", — пояснил Андрей Карпов, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли.

Завершим наш обзор растительным маслом. Теперь оно стоит около 100 рублей за литр против 53 рублей прошлой весной. А ведь его делают на тех же давно построенных маслоэкстракционных заводах, на том же видавшем виды оборудовании из сырья подсолнечника, чья цена в сравнении с иными неурожайными годами даже снизилась.

"Себестоимость готовой продукции, то есть фасованного растительного масла — очищенного, рафинированного, вымороженного, дезодорированного — находится в пределах 41 рубля. Это за литр. К цене бутылки масла добавляется доставка — это рубль-два. Оборачиваемость данного продукта очень высокая, она составляет примерно 2-3 дня. Поэтому речь идет о прибыли в тысячи процентов в год. Это очень большие деньги", — рассказал Сергей Кузнецов, эксперт-технолог маслоэкстракционного производства.

Tags: Видео, Деньги, Кризис, Молоко, Предприятие, Продукты, Производство, Россия, Рубль, Торговец, Цена
Subscribe

Posts from This Journal “Производство” Tag

promo allmomente may 8, 2015 09:39 11
Buy for 100 tokens
Говорят, не бывает плохих народов, бывают плохие люди. Это политкорректно, но вряд ли соответствует действительности. Мы, ведь утверждаем, что каждый народ имеет свой характер, называем это его менталитетом. И это не голословное утверждение. Немца с китайцем не спутаешь не только из-за цвета…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment